Главное не в том, чтобы просто выбрать электростанцию (дизель-генератор, бензогенератор) - дешевую, дорогую или даже эксклюзивную, а в том, чтобы выбор был осознан.
Наша задача - дать объективную информацию о том, что предлагает рынок, что обычно покупают и что рекомендуют специалисты.
О чем чаще всего спрашивают...
Как правило, неискушенного клиента интересуют только два показателя: мощность и цена электростанции (дизельного генератора, бензогенератора). Иногда еще спрашивают, сколько потребляет электростанция, ее массу и сильно ли она шумит. А если электростанция предназначается для дома, то трехфазная она или нет. Хотя в 80% случаев лучше будет работать однофазная.
Надеемся, эта статья поможет понять многие тонкости и нюансы в выборе электростанции (дизель-генератора, бензогенератора).
Точная оценка потребляемой мощности электростанции (дизельного электрогенератора, бензогенератора)
Выбирая электростанцию (дизель-генератор, бензогенератор), необходимо точно оценить множество параметров. А для этого надо выяснить, будет ли питать электростанция весь дом или достаточно выделить особо важные точки (возможно, это приведет к дополнительным работам по разводке и перекоммутации нагрузок); есть ли среди потребителей сложные для работы генератора приборы (например, любые электродвигатели, насосы и т. д. имеют так называемые пусковые токи, которые кратковременно увеличивают их потребляемую мощность в 4-5 раз), а также другие специфические моменты, влияющие на оценку мощности дизельной электростанции. Надо также знать, планируется ли в будущем увеличить количество или мощность потребителей электроэнергии.
Для ответа на эти вопросы рекомендуется предварительно вызывать специалиста. Он обследует объект и, кроме рекомендаций по мощности, уточнит место размещения электростанции (дизельного генератора, бензогенератора) и принципиальную возможность решить ту или иную задачу.
Виды электростанций (дизельных электрогенераторов, бензогенераторов)
Электростанция состоит из двигателя и генератора, соединенных соосно и укрепленных через амортизаторы на стальной раме (у портативных) или на станине (у стационарных). Запуск двигателя: ручной (шнуром), с помощью электростартера (поворотом ключа) или автоматически (при пропадании напряжения в основной сети электростанция заводится сама).
Долговечность работы электростанции (дизель-генератора, бензогенератора) зависит в основном от надежности двигателя. Выбирая, необходимо учитывать, что дизельные электростанции (дизель-генераторы) более экономичны и надежны, но дороже своих бензиновых аналогов (бензогенераторов).
Бензиновые двигатели (бензогенераторы)
2-тактные:
В них бензин перемешивают с маслом. Серьезными производителями ставятся только на самые маломощные и компактные электростанции (бензогенераторы). Наработка на отказ не более 500 часов.
4-тактные:
Существует множество их производителей, но всерьез стоит рассматривать только две компании: это американская Briggs and Stratton и японская Honda.
Для продолжительной эксплуатации электростанции (около 8 часов ежедневно) предназначены двигатели профессионального класса с верхним расположением клапанов (OHV). Они оснащены системой автоматического останова при понижении уровня масла, имеют высокий запас прочности и считаются самыми надежными в своем классе (наработка на отказ до 4000 часов). Чуть большим ресурсом обладают V-образные двухцилиндровые двигатели, устанавливаемые на мощные электростанции (бензогенераторы) (9-15 кВА). Более мощных электростанций (бензогенераторов) не бывает.
Дизельные двигатели (дизельные электростанции, дизель-генераторы)
С воздушным охлаждением:
Они занимают промежуточное положение между бензиновыми электростанциями (бензогенераторами) и «серьезными» дизельными электростанциями (дизельными электрогенераторами) с жидкостным охлаждением. Маломощные дизельные электростанции (дизель-генераторы) (до 6кВт), вообще-то, мало отличаются по надежности от бензиновых электростанций (бензогенераторов), а стоимость их выше примерно вдвое. На топливе столько не сэкономишь. Поэтому, если нет особых причин для выбора маломощной дизельной электростанции (дизельного генератора), подумайте о бензиновой электростанции (бензогенератора) с хорошим двигателем, она и шумит меньше, и обслуживать ее проще. Среди маленьких дизельных электростанций (дизель-генераторов) однозначный лидер - японская компания Yanmar. Двигатель надежный, неприхотливый, стабильно работает на отечественном дизельном топливе, экономичен, наработка на отказ около 5000 часов. Среди более мощных дизельных электростанций (дизель-генераторов) (10-30 кВА) явных лидеров нет. Более или менее приемлемый уровень у собранных в Италии Lombardini (повнимательнее: в Россию поставляют в основном двигатели турецкой сборки - их не стоит даже рассматривать), итальянского Ruggerini, немецкого Hatz. Все они весьма капризны к качеству топлива и не дотягивают, конечно, до серьезных дизельных электростанций (дизель-генераторов) с жидкостным охлаждением.
Наиболее надежны и долговечны (наработка на отказ 20 000-40 000 часов), используются в электростанциях индустриального класса (для таких электростанций доступны всевозможные опции, на них ставят более совершенные генераторы).
Здесь выбор делается между «низкооборотистыми» двигателями (1500 об/мин) и более шумными, работающими на 3000 об/мин. «Быстроходные» дешевле и меньше по весу и габаритам, но кроме шума отличаются более высоким расходом топлива и меньшим ресурсом. Самое главное: для КРУГЛОСУТОЧНОЙ работы 365 дней в году годятся только электростанции, работающие на 1500 об/мин.
Для электростанций средней мощности (от 6 до 20 кВт) очень хороши дизельные моторы Mitsubishi, а для более мощных установок (от 20 до 180 кВт) - американский John Deere. Компания John Deere является абсолютным лидером по производству двигателей для сельскохозяйственной техники, способных работать в крайне тяжелых и неблагоприятных условиях, а также весьма неприхотливых как к качеству топлива, так и к уровню обслуживания.
Другой производитель - английская компания Perkins. Эти двигатели имеют надежную классическую и проверенную годами конструкцию. Возможно, они не столь изящны, как Mitsubishi, но запас надежности у них огромный (до 40 000 часов). На сегодняшний день дизельные электростанции (дизель-генераторы) с двигателями этих производителей не имеют конкурентоспособных аналогов у других производителей.
Генератор
Они бывают асинхронные и синхронные. Асинхронные дешевле, но, к сожалению, говорить о приемлемом качестве электричества в данном случае нельзя. К тому же такая нагрузка, как электродвигатель (холодильник, насос, электроинструмент) в момент запуска потребляет кратковременно 3-5 кратную мощность, поэтому нужно делать соответственный запас по мощности выбираемой генераторной установки. Асинхронный же генератор не переносит пиковых перегрузок. Синхронные генераторы отличаются более высоким качеством электроэнергии, а также способны переносить 3-кратные мгновенные перегрузки. В профессиональных и стационарных электростанциях устанавливаются только синхронные и бесщеточные необслуживаемые генераторы признанных лидеров (французский Leroy Somer, английский Newage Stamford, итальянский Mecc Alte). У этих производителей огромные объемы производства, давнишняя история поставок в Россию, развитый сервис. Внимательнее относитесь именно к марке и производителю генератора, а не просто смотрите страну изготовления.
Например «итальянский» генератор может быть и не таким качественным, как Mecc Alte, а «немецкий» может оказаться дешевым асинхронным, а каждый «японец» производит свою уникальную марку генератора с уникальными запчастями. Кроме того, генераторы, устанавливаемые на японские миниэлектростанции в большинстве своем щеточные, требующие периодической замены изнашивающихся щеток и плохо переносящие подключение электросварки.
Проверьте, насколько компания обеспечивает сервис.
Дополнительные опции - широкие возможности
Их может быть очень много, и они серьезно влияют на стоимость электростанции (дизель-генератора, бензогенератора). Благодаря штатным опциям и получается именно та станция, которая нужна. Дополнительные опции имеются как для бензиновых электростанций (бензогенераторов), так и для дизельных электростанций (дизельных электрогенераторов). Разумеется, максимальный выбор опций у серьезных дизельных электростанций (дизельных генераторов) с жидкостным охлаждением (от 6 кВт до мегаватт). Это возможность автоматического запуска электростанции, контроля её параметров на жидкокристаллическом дисплее и дистанционно на компьютере, увеличенные топливные баки и различные защиты (от перегрузки, от утечки тока на землю, от атмосферных явлений), оборудование для перевода бензиновых электростанций (бензогенераторов) на работу от сжиженного газа, недорогие кожухи-укрытия, шумоизолирующие кожухи для снижения всего шума от электростанции (дизель-генератора, бензогенератора) и дополнительные глушители, снижающие только шум выхлопа, арктические контейнеры, позволяющие эксплуатировать электростанцию (дизельный электрогенератор, бензогенератор) при -60oС и т. д.
Качество сборки (о производителях)
Немаловажно, где и как собирается электростанция (дизельный генератор, бензогенератор). В принципе, купив двигатель и генератор, сварив раму, и собрав все это в гаражных условиях, любой «Кулибин» может сказать, что он производит электростанции. Опыт подсказывает, что для качественной электростанции (дизель-генерата, бензогенератора) нужны не только двигатели известных марок, но и культура производства, соответствующее оборудование, квалифицированный персонал. Иначе на выходе получится недопустимо высокий процент брака, стоимость исправления которого, разумеется, закладывается в цену изделия. На сегодняшний день на рынке лучше всего представлены производители таких европейских стран как Франция, Испания, Великобритания, у которых лучший ассортимент, сервис, соотношение цена/качество. Наиболее разумно остановить выбор на тех производителях, которые занимаются производством ТОЛЬКО электростанций (дизельных электрогенераторов, бензогенераторов). Среди этих компаний нет названий, известных всем и каждому (это узкий и специфический бизнес). Едва ли стоит всерьез рассматривать японских производителей дизельных электростанций (дизель-генераторов). У них небольшое количество моделей (в основном бензиновые электростанции, не мощнее 6-10 кВт), а если предлагаются дизельные электростанции (дизельгенераторы), то с нереально длительными сроками поставки.
Хотя двигатели при этом они делают очень хорошие (бензиновые двигатели Honda и дизельные Mitsubishi просто вне конкуренции в соответствующем диапазоне мощностей)...
Какие генераторные установки можно ставить в коттедж?
Чего ждут от электростанции (дизель-генератора, бензогенератора), когда она приобретается для установки в загородном доме? Надежность, электрическую и пожарную безопасность, малошумность, возможность достаточно длительной (до нескольких суток) автономной работы без присутствия человека, часто требуется автоматический запуск при пропадании электричества в сети. Для специалиста очевидно, что это описание дизельной электростанции (дизельного генератора) с жидкостным охлаждением. Но нужно быть, готовым потратить от 5000-8000 Евро (зависит от производителя, мощности и комплектации). Только такие дизельной электростанции (дизельные электрогенераторы) отвечают всем требованиям безопасности, надежны, имеют большое количество штатных опций для решения практически любой задачи. Если монтаж осуществит квалифицированная организация-поставщик, то долгие годы не будет проблем ни с электричеством, ни с электростанцией (дизель-генератором, бензогенератором).
Но поскольку финансовый фактор играет существенную роль в выборе электростанции (дизельного генератора, бензогенератора), порой приходится, ограничив свои требования к уровню качества и надежности, рассматривать более дешевые бензогенераторы или дизельные электростанции с воздушным охлаждением. Просто нужно быть готовым, что в эксплуатации такие электростанции не очень удобны: иногда бывают небольшие проблемы с работой автоматики, возможен больший шум, кроме того, из-за перегрева двигателя, не допускается их долговременная эксплуатация. Каждый решает для себя сам, что важнее: меньшая цена или меньший комфорт и надежность.
Рекомендуем устанавливать в качестве основного или резервного источника электроэнергии только стационарные дизельные электростанции (дизель-генераторы) с жидкостным охлаждением. Только они отвечают всем требованиям безопасности, надежны, имеют большое количество штатных опций для решения практически любой задачи.
У кого покупать
Солидные компании, как правило, дают полную и правдивую информацию о своем товаре. На фоне, скажем мягко, не совсем правдивых заявлений некоторых продавцов реальные цифры выглядят иногда менее привлекательно, чем красивые обещания. Обращаясь в разные компании остается только удивляться - один и тот же агрегат в разных организациях и шумит по-разному, и мощность имеет разную, и топлива потребляет по-разному...
А уж на рынках (если верить продавцам на слово), продаются просто чудо-агрегаты с сотнями тысяч часов ресурса. И, главное, недорого. Будете всему верить?
Вот несколько параметров, по которым стоит проверить добросовестность и профессионализм продавцов:
мощность электростанции (дизельного электрогенератора, бензогенератора): может измеряться в киловольт-амперах (кВА) или в киловаттах (кВт). Обычно для электростанций (дизельных генераторов, бензогенераторов) имеет место соотношение 1 кВт = 0,8 кВА. Иногда продавцы выдают мощность в кВА за мощность в кВт, тем самым завышая полезную мощность электростанции. Учитывайте это, оценивая мощность приобретаемой электростанции (дизель-генератора, бензогенератора), так как потребляемая бытовыми электроприборами мощность обычно указывается в кВт. Европейские производители указывают номинальную мощность своих дизельных электростанций (дизель генераторов, бензогенераторов), обычно допускается долговременная перегрузка на 10% (не более 1 часа в течение 12 часов). Максимальная мощность синхронных электростанций (дизель генераторов, бензогенераторов) не указана, но по опыту, они выдерживают двукратные пусковые токи (запуск электродвигателя) в течение нескольких миллисекунд. Японские же производители (а также китайские и российские сборщики, работающие «под японцев») указывают номинальную и максимальную мощность электростанции (дизельного электрогенератора, бензогенератора), которые сильно отличаются друг от друга (около 20%). При этом на максимальной мощности такая электростанция (дизель-генератор, бензогенератор) может работать всего несколько секунд, иначе будет перегрузка, поэтому обращать внимание лучше только на номинальную мощность.
уровень шума в децибелах: часто не указано, на каком расстоянии дано значение (стандартно принято измерять шум на 1, 4 , 7 и 15 метрах) и на какой нагрузке (на холостом ходу или на номинале). Проще всего сравнивать абсолютные единицы LWA, именно это значение указывают производители в буклетах и на самих электростанциях (дизельных генераторах, бензогенераторах). Нормальными считаются цифры около 100 LWA (72-74 дБ на 7 метрах) для бензиновых электростанций (бензогенераторов) в открытом исполнении , 77-82 дБ на 7м для открытых дизельных электростанций (дизель-генераторов) (при 3000 об/мин), 62-69 дБ на 7м для бензиновых электростанций (бензогенераторов) в кожухе и 67-71 дБ на 7м для мощных дизельных электростанций (дизель-генераторов) в кожухе.
наработка на отказ: статистическая средняя цифра времени безотказной работы до первого капремонта. Нормальные цифры для бензиновых двигателей, простых и дешевых - 500 часов, (сюда же стоит отнести и китайские двигатели, сделанные под Honda или Yanmar, так как подделывают только конструкцию, а технологии и материалы, используемые при производстве весьма далеки от оригиналов), для полупрофессиональных 1200 часов, профессиональных - 3000 часов. Для дизельных двигателей с воздушным охлаждением - около 5000 часов, а с жидкостным охлаждением (обладающие максимальным ресурсом и работающие на пониженных 1500 об/мин) - до 40 000 часов. потребление топлива: одни производители приводят данные при нагрузке 75% от номинальной, другие - при номинальной (100%-ной) нагрузке. При эксплуатации установки на нагрузке меньше номинальной расход топлива снижается, но не более, чем на 30-40%.
Кому доверить монтаж Монтаж и подключение электростанции (дизельного электрогенератора, бензогенератора) весьма сложная и специфическая задача, где ошибка или небрежность может обойтись достаточно дорого. Лучше, чтобы монтаж обеспечивала организация, которая продает оборудование. Иначе, как правило, потом будет трудно искать виноватых, ведь самое лучшее оборудование можно угробить непрофессиональным монтажом. По крайней мере, рекомендуем приглашать специалистов организации, которая впоследствии будет нести гарантийные обязательства, на шефмонтаж (выдаются рекомендации по выполнению монтажа, затем исправление сделанных при монтаже ошибок и приемка смонтированного агрегата с подписанием акта). Для первого визита в фирму, специализирующуюся на поставках и монтаже электростанций (дизель-генераторов, бензогенераторов), приведенной в наших статьях информации вполне достаточно. Света и тепла вашему дому!